О ПРОЕКТЕ
Проект «Ратная палата: 10 лет историй о Первой мировой (театр, арт, кино)» приурочен к двум событиям: 110-летию начала Первой мировой войны и 10-летию открытия в Ратной палате Царского Села музея «Россия в Великой войне».
Важной составляющей проекта стало взаимодействие с современными художниками, в результате которого у стен Ратной палаты появились инсталляции и арт-объекты современного искусства. Авторы работ обращаются к сюжетам Первой мировой войны и теме исторической памяти.
Осмысляя историю и ее трагические события, работая с прошлым, художники проекта через осознание своего места в историческом времени и пространстве размышляют о настоящем и будущем. Результатом этих рефлексий стали инсталляции, вошедшие в состав выставочной части проекта.
Сопроводительная программа включает лекции об искусстве, авторские и кураторские экскурсии и арт-медиации, раскрывающие замысел работ современных художников. Они проводятся БЕСПЛАТНО по субботам (7, 14, 21 сентября и 5 октября 2024 г.) с 13.00 до 16.00.
Арт-объекты размещены у стен и во дворе Ратной палаты
(Пушкин, Фермская дорога, дом 5) с 7 сентября по 30 октября 2024 года
1. Инсталляция «День и Ночь». 2 и 3. Инсталляция «Городки». 4. Инсталляция «Эхо»
Организаторы: Благотворительный фонд содействия
развитию музея-заповедника
«Царское Село», Государственный музей-заповедник «Царское Село»
при поддержке Фонда президентских грантов
1. «ДЕНЬ И НОЧЬ»
Автор: Надежда Анфалова
Инсталляция «ДЕНЬ И НОЧЬ» посвящена памяти жертв Первой мировой войны (1914–1918). Пушечное ядро представлено вечным символом хаоса и жестокости всех военных сражений. В нем заключена необузданная сила и мощь металла, несущего смерть. В то же время через столетия пушечные ядра обрастают легким и хрупким черным кружевом, и его изящная фактура является осязаемым противопоставлением грубой, разрушительной форме военного снаряда. И совсем не важно, какую форму приобретает сам снаряд, будь то ядро или торпеда, пуля или баллистическая ракета.
В своем произведении Надежда Анфалова соединила военное с мирным, грубое с изящным, силу с красотой. В этом союзе соседствуют и противостояние, и взаимодополнение.
Жизнь и смерть — это два противоположных состояния одного бытия, считал Гераклит. Сила и хрупкость, разруха и красота. Если когда-нибудь этот конфликт будет преодолен, пушечные ядра станут никому не нужным, лишенным функции объектом, а кружево — изящным украшением и, как всякая красота, спасением мира...
Надежда Анфалова
Живописец, график, автор арт-объектов и инсталляций. Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Выпускница факультета графики Санкт-Петербургского государственного академического
института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Член Союза художников
Санкт-Петербурга. Лауреат Премии имени Сергея Курехина — 2015, номинант Премии
Кандинского — 2008 и 2011; работы хранятся в государственных музеях России, частных
коллекциях России, Европы, Японии, Китая и США. Автор более 35 персональных выставок и
участница более 200 проектов в разных странах мира.
2. «ГОРОДКИ»
Авторы: Вера Светлова, Анна Мартыненко
Проект посвящен старинной русской игре «Городки» и осмысляет темы игры и реальности, созидания и разрушения. Игра была особенно популярна в годы Первой мировой войны — существует ряд фотографий, запечатлевших солдат русской армии за этой игрой, а на экспозиции Ратной представлен агитационный плакат 1915 г., на котором изображен русский мужик, сбивающий городошные фигуры с названиями вражеских городов. Агитационные плакаты стали важной составляющей информационной войны, которая получила широкое распространение и активно велась в тот период.
Суть игры заключается в том, что игроку необходимо с определенного расстояния сбивать деревянные фигурки, стремясь их максимально разрушить. Все фигуры имеют свои названия, которые изменялись с течением времени. Например, были такие названия как «Добро», «Забор», «Слон», «Баба в окошке». Однако особой популярностью пользовались фигурки на военную тематику: «Пушка», «Пулеметное гнездо», «Артиллерия», «Часовые». Названия фигур имеют свое глубокое семиотическое и историческое значение.
Проект состоит из серии стерео-варио фотографий с отобранными авторами городошными фигурами и комментариями к ним, а также скульптурно-пространственной инсталляции с фигурами игры в измененном масштабе.
Составитель текстов к фигурам на фотографиях — Тимур Мусаев-Каган, художник,
публицист, кандидат исторических наук
Консультант по истории Первой мировой войны — Сергей Маньков, старший научный
сотрудник ГМЗ «Царское Село», кандидат исторических наук.
Консультант по городошному спорту — Евгений Артамонов, президент Федерации
городошного спорта Санкт-Петербурга.
Фотограф — Мария Грабарева.
Анна Мартыненко
Мультидисциплинарный художник. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Создает объекты,
инсталляции, сайт-специфик и паблик-арт проекты. Окончила Школу молодого художника
Фонда «ПРО АРТЕ» и Лабораторию новых медиа (при Новой сцене Александринского
театра). Участница многочисленных групповых выставок, ярмарок и фестивалей. Финалистка
Всероссийского конкурса проектов молодых художников NOVA ART 8, лауреат грантовой
программы Музея современного искусства PERMM.
Вера Светлова
Родилась в Ленинграде. Окончила отделение художественной керамики и стекла Санкт-Петербургской
государственной
художественно-промышленной академии имени А. Л.
Штиглица. С 2004 года участвует в проектах художественного объединения «Parazit».
Основные техники — керамика, объекты, графика.
Фиксирует в работах реакцию на общественную и вещественную повседневность, которая
выражается перефразированием и шифрованием. Фокусируясь на утверждениях и штампах,
творческая мысль художника формирует протестные, часто аллегоричные и брутальные
изобразительные формы.
3. «ЭХО»
Авторы: Елизавета Белова, Валерия Богдан
Инсталляция «ЭХО» — метафорическое поле белых цветов, заключающих в себе образ георгиевского креста. Лепестки взмывают в небо и постепенно превращаются в птиц, символизируя переход от земной жизни к вечной памяти, к небесному пространству. Птицы несут на своих крыльях обрывки фраз из писем, написанных более века назад на фронтах Первой мировой войны
«На какой фронт попадем неизвестно. Прощайте! Адресу моего нет, письма не пишите»
(В. Ф. Носырев, 19 марта 1916 г.)
Во время войны письма часто не находили своего адресата, теряясь в гуще событий. Люди писали буквально в пустоту, надеясь, что рано или поздно все-таки получат долгожданный ответ от родных и близких.
В инсталляции «ЭХО» художники овеществляют голоса солдат, эхом отраженные от этой пустоты. Личные истории произрастают сквозь века, напоминая о воле к жизни и душевной стойкости тех, чьи персональные заслуги были обобщены до фигуры георгиевского креста. Воспоминания о военном времени вихрем возвращаются в современность, когда мы готовы их услышать и воспринять, и отраженными обрывками вневременных значимых фраз возвращаются в небо, передавая послания от потомков к их прежним адресатам.
Андрей Пунин, куратор проекта «Эхо», доцент, руководитель профиля «Среда и интерьер» Школы дизайна НИУ ВШЭ: «Иногда нам в повседневной жизни приходится слышать определение «забытая война» в отношении Первой мировой. Мне представляется очень важным, что в проектах Ратной палаты участвуют молодые художники, наши выпускницы. Думаю, что опыт погружения, эмоциональной сопричастности c подлинной историей нашей страны даст им важный импульс для профессионального и творческого роста».
Елизавета Белова
Архитектор и междисциплинарный художник. Родилась в Твери. Работает в Санкт-Петербурге. В своих работах
стремится к
рефлексии чувств в архитектурном медиуме,
рассуждает о различных способах созерцания, о воздействии среды на эмоциональное
состояние. Выпускница Школы дизайна НИУ «Высшая школа экономики» (СПб) и
программы «Современное искусство» Музея «Гараж».
Валерия Богдан
Средовая художница, работающая на стыке архитектуры и театра. Родилась и выросла в Уфе.
В творческой и исследовательской практике обращается к методам пластического
перформанса и бриколажа, с помощью которых ищет ответы на вопросы об идентичности,
сути человеческой общности и коллективном опыте. Выпускница Школы дизайна НИУ
«Высшая школа экономики» (СПб) и Театра танца «Ренессанс» (Уфа)