виртуальная выставка

Логотип выставки Царевна Наталья Алексеевна

любимая сестра Петра Великого.
К 350-летию со дня рождения

Начать просмотр

Вступление

Виртуальная выставка, приуроченная к 350-летию со дня рождения царевны Натальи Алексеевны, позволяет познакомиться с галереей её портретов, представленных в различных российских музейных собраниях.

Выставочный проект охватывает период с начала XVIII вплоть до конца XIX столетия, что демонстрирует интерес художников к царевне, вызванный не только её глубокой привязанностью к брату — императору Петру I, но и значительным вкладом в развитие русского театрального искусства.

Часть 1

Жизнь и деятельность Натальи Алексеевны

Русский царь Алексей Михайлович и царица Наталья Кирилловна
1900
Гравюра
Из кн.: История Лейб-гвардии Преображенскаго полка [1683 – 1900]

Детство

Царевна Наталья Алексеевна, младшая дочь царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны (Нарышкиной) родилась 22 августа (1 сентября) 1673 г. и была младше своего брата Петра (будущего императора Петра I) на год.

Неизвестный художник
Портрет царевны Наталии Алексеевны, сестры Петра I, с портретами Петра l, царицы Екатерины Алексеевны, царевичей Алексея Петровича, Петра Петровича и Петра Алексеевича
Первая половина XVIII в.
Холст, масло
235,0 × 134,0
© Русский музей, Санкт-Петербург

Будучи дочерью царя, Наталья была обучена грамоте: свои первые — «потешные» книги (т. е. рукописные издания с картинками сказочного, исторического или географического характера) она получила в возрасте двух лет.

Системное обучение дочерей царя Алексея Михайловича проводилось с 6−7-летнего возраста, как и царевичей, по тем же книгам.

Воспитателями царевны были Варвара Льгова и Федора Петрова, состоявшие в штате царицы. Они обучали Наталью Алексеевну грамоте, чтению и письму. Вместе с тем, молодые годы царевны прошли по строгим правилам Домостроя — с малых лет она жила в отдельных хоромах, в затворничестве, под опекой мамы-княгини Прасковьи Ивановны Ромодановской.

Отношения с братом


Царевна Наталья была любимой сестрой Петра I, снискала его уважение и доверие. С юных лет Петр и Наталья были очень близки, впоследствии она часто сопровождала брата в поездках, а в письмах называла его «свет мой».

После смерти матери — царицы Натальи Кирилловны, отношения брата и сестры стали еще ближе. С участием следила царевна за военными успехами Петра, беспокоилась о его здоровье, что нашло отражение в письмах, которыми обменивались и лично, и через ближайших царедворцев. Ей, единственной из сестер, Петр I направлял копии своих писем-отчетов о «викториях», одержанных с немалым трудом. Свои послания царевна нередко подписывала: «Писавы сестришка твоя Н. челом бью».

И. Н. Никитин
Портрет Петра I
1715
Холст, масло
152,0 х 108,0
© ГМЗ «Царское Село»

Л. С. Миропольский
Портрет царевны Натальи Алексеевны
ППоследняя четверть XVIII в.

ПХолст, масло
П82,0 х 69,0
П© Государственный Владимиро-Суздальский
Пмузей-заповедник, Владимир

Под опеку царевны Петр передал 9-летнего царевича Алексея Петровича, и она следила как за воспитанием, так и за образованием племянника. Их доверительные отношения сохранялись и далее; в честь отца и тёти Алексей назвал своих детей Петром и Натальей.

Попечению царевны Натальи Алексеевны были вверены и дочери Петра Великого — Елизавета и Анна. В письмах брату царевна называла их «дочки мои».

Переезд в Санкт-Петербург

Под опеку царевны Петр передал 9-летнего царевича Алексея Петровича, и она следила как за воспитанием, так и за образованием племянника. Их доверительные отношения сохранялись и далее; в честь отца и тёти Алексей назвал своих детей Петром и Натальей. В 1708 г., когда обстановка на полях сражений стала спокойней, Петр I призвал в новую столицу женщин своего двора, подавая пример ближайшим соратникам, понимая, что переселение семей значительно укрепит значение Санкт-Петербурга. Царевне Наталье был передан Крестовский остров, а также Гатчина и земли по будущей Петергофской дороге, на которых позднее возникла усадьба Александрино.

Под опеку царевны Петр передал 9-летнего царевича Алексея Петровича, и она следила как за воспитанием, так и за образованием племянника. Их доверительные отношения сохранялись и далее; в честь отца и тёти Алексей назвал своих детей Петром и Натальей. Первый визит в город на Неве длился недолго — около полугода. Окончательный переезд царского двора в Санкт-Петербург состоялся в 1714 г., когда вдоль Невы, восточнее Литейного двора, была создана Русская (Московская) слобода.

План Санкт-Петербурга 1705 года. Историческая реконструкция
1853
Из альбома: Планы С. Петербурга в 1700, 1705, 1725, 1738, 1756, 1777, 1799, 1840, 1849 годах, с приложением планов 13 частей столицы 1853 года. Составлен Н. Цыловым

Царевна жила у Литейного двора на Набережной линии (ныне Шпалерная ул.).

А. Ф. Зубов
Палаты царевны Натальи Алексеевны в Санкт-Петербурге. Панорама Санкт-Петербурга. Деталь (Набережная линия; ныне ул. Шпалерная, д. 35А)
1716 – 1717
Бумага, гравюра резцом, офорт
75,6 × 234,0
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

С. Ф. Галактионов
Церковь «Всех Скорбящих Радость» на углу Шпалерной улицы и Воскресенского проспекта
1818
Бумага, гравюра, резец, офорт
14,0 х 19,0 см © Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург

План столичного города Санкт-Петербурга
1851
Бумага, гравюра
479,0 х 502,0 см
© Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург

Для нее был построен дворец с домовой церковью, освященной во имя Воскресения Господня.
До 1800 г. церковь неоднократно перестраивалась, но по ее имени получили названия набережная, проспект, а позднее и наплавной мост.

В 1808 г. на месте обветшавшей церкви по проекту Л. Руски был выстроен новый храм и освящен во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», той иконы, что привезла из с. Преображенского в Санкт-Петербург в 1714 г. царевна Наталья Алексеевна.

Богоматерь «Всех скорбящих Радость»
Литография с изображением утраченной иконы царевны Натальи Алексеевны
1862
Литография

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Список с иконы Натальи Алексеевны
XVIII в.
© Спасо-Преображенский
собор, Санкт-Петербург

Список с иконы Натальи Алексеевны находится в Спасо-Преображенском соборе.

Благотворительная деятельность

Наталья Алексеевна прожила недолгую жизнь и не только помогала брату, но активно занималась благотворительностью, что было нехарактерно для того времени.

На территории за дворцом царевны располагались женская богадельня и приют — в русской истории начала XVIII в. такие заведения, к тому же в отдельно сооруженном здании, встречаются, быть может, впервые. Известно, что в хоромах цариц и царевен жили карлицы, убогие, приживалки, но для их содержания не выделялись отдельные строения.

Г. Ф. Бассевич

Театральная деятельность

Однако более всего царевна известна своей театральной деятельностью — Наталья Алексеевна писала пьесы, создала общедоступный театр сначала в Преображенском дворце под Москвой, а затем в молодой столице. Как вспоминал брауншвейг-люнебургский резидент Х. Ф. Вебер, в театр «дозволялось приходить всякому».

Постоянных актеров было 10 человек, для музыкального сопровождения имелся оркестр из 16 музыкантов. В представлениях участвовали приближенные царевны разных рангов, включая придворных служителей.

В записках графа Г. Ф. Бассевича, министра бывшего при петербургском дворе голштинского герцога, упоминается:

«Принцесса Наталия, меньшая сестра Императора, очень им любимая, сочинила, говорят, при конце своей жизни две-три пьесы, довольно хорошо обдуманные и не лишенные некоторых красот в подробностях; но за недостатком актеров они не были поставлены на сцену».

Наиболее полную характеристику этой стороны деятельности царевны дает педагог, филолог, палеограф, историк древнерусского искусства И. А. Шляпкин (1858 – 1918) в своей книге «Царевна Наталья Алексеевна и театр ее времени», вышедшей в 1898 г.

В итоге своего исследования автор приводит тексты (фрагменты некоторых ролей), которые, по его мнению, принадлежат перу царевны.

Сохранился примерный перечень пьес, сочиненных Натальей Алексеевной: «Комедия Св. Екатерины», «Комедия Хрисанфа и Дарии», «Комедия Евдокии мученицы», «Комедия Петра златых ключей», «Комедия Олофернова» и др. В основу этих сочинений в первую очередь легли сюжеты религиозного характера, что традиционно для европейского театра XVII — начала XVIII в.

Конец жизни

Царевна Наталья Алексеевна умерла в июне 1716 г. на 43 году жизни от заболевания желудка и была похоронена на Лазаревском кладбище в Александро-Невской лавре.

Петр I, находившийся в это время в Данциге, желая проститься с сестрой и отдать лично последние почести, отложил похороны сестры, забальзамированное тело которой оставалось во дворце. Только через месяц после своего возвращения, в середине октября, Петр I отдал приказ о церемониале погребения (17 ноября) в Александро-Невском монастыре, где к тому времени была сооружена новая церковь во имя Св. Лазаря.

А. А. Пуаро, А. А. Трискорни
Надгробие царевны Натальи Алексеевны в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры
1868

Cпустя несколько лет, в 1723 г., захоронение было перенесено в Благовещенскую церковь монастыря, где в 1868 г. установили погребальную плиту. Работы по её установке проводились под руководством архитектора А. А. Пуаро мастером А. А. Трискорни по инициативе Александра II. К сожалению, на плите по непонятной причине была допущена ошибка — год рождения указан не 1673, а 1675. После смерти царевны большая часть её богатой библиотеки перешла к брату — императору Петру I, а дворец на Воскресенской набережной отошёл Гоф-интендантской конторе.

Часть 2

Портреты Натальи Алексеевны

Яркая жизнь Натальи Алексеевны, её ум, активная благотворительная и театральная деятельность, близость к Петру I послужили поводом для создания целого ряда портретов царевны. На протяжении двух столетий художники возвращались к её образу, создавали как оригинальные композиции, так и копировали произведения И. Н. Никитина, который написал два прижизненных портрета Натальи Алексеевны.

Неизвестный художник
Портрет царевны Натальи Алексеевны
Первая половина XVIII в.
Холст, масло
77,0 х 62,0
© Русский музей, Санкт-Петербург

Дошедшие до наших дней живописные портреты царевны отличаются единым художественным решением: Наталья Алексеевна изображена в поясном срезе, вполоборота влево, на нейтральном темном фоне, точка зрения чуть снизу, что способствует возвеличиванию образа и является характерным приемом для полупарадного портрета своего времени.

Наиболее совершенными с точки зрения мастерства являются портреты кисти русского художника первой половины XVIII столетия И. Н. Никитина. Мастер создал два портрета царевны, которые представлены в коллекциях Государственной Третьяковской галереи и Русского музея. На протяжении XVIII – XIX вв. художники неоднократно копировали портреты царевны, написанные И. Н. Никитиным. Так, копии находятся в собраниях Государственного исторического музея, ГМЗ «Павловск», Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское-Измайлово»

И. Н. Никитин
Портрет царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I
Не позднее 1716
Холст, масло
83,0 × 66,0
© Русский музей, Санкт-Петербург

И. Н. Никитин
Портрет царевны Натальи Алексеевны
1714 – 1715
Холст, масло
102,0 х 71,0
© Государственная Третьяковская галерея, Москва

В творчестве Никитина, петровского пенсионера, заметно влияние западноевропейских художественных тенденций, что обусловлено обучением за границей, в Италии. Именно эта страна в XVII — XVIII вв. являлась культурным центром, в котором получили развитие актуальные стилистические тенденции и новые живописные приемы. В Италии XVIII в. работали крупнейшие художники своего времени, произведения которых видели русские мастера во время пенсионерских поездок. Безусловно, это оказало влияние на развитие отечественной художественной школы.

Неизвестный художник
Портрет царевны Натальи Алексеевны
Первая половина XVIII в.
Холст, масло
96,5 х 71,0
© ГМЗ «Царское Село»

Неизвестный художник Портрет царевны Натальи Алексеевны Конец XVIII в. Дерево, холст, масло 95,0 х 69,5 © МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль», Дмитров

На большинстве представленных портретов Наталья Алексеевна изображена в платье, украшенном вышивкой, кружевом и бриллиантовой пряжкой, а также в мантии, подбитой горностаем, — элемент костюма, указывающий на близость императорской фамилии. Сближает эти портреты и характерная для 1710-х гг. прическа изображенной — парик средней высоты с локонами, симметрично расположенными на лбу. На некоторых портретах прическа дополнена аграфом. Перечисленные выше черты указывают на то, что была создана определенная иконография изображения Натальи Алексеевны, которой художники следовали на протяжении всего XVIII столетия.

Г. С. Мусикийский Миниатюра «Портрет царевны Наталии Алексеевны» 1715 Золото, эмаль, живопись 3,5 х 3,1 © Государственный исторический музей, Москва

Г. С. Мусикийский (?) Миниатюра «Портрет царевны Натальи Алексеевны» (?) 1720 – 1725 Золото, эмаль, роспись 8,0 х 5,7 Фотограф – В. С. Королев © ГМЗ «Петергоф», Санкт-Петербург, фотография, 2023

Помимо живописных портретов и миниатюр XVIII в., внимание заслуживают и графические произведения.

П.Ф. Борель с оригинала
И.Н. Никитина
Наталья Алексеевна, дочь царя
Алексея Михайловича

1853
Бумага, литография, акварель
39,3 х 26,4
© Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург

П.Ф. Борель с оригинала
И.Н. Никитина
Наталья Алексеевна, дочь царя
Алексея Михайловича

1853
Бумага, китайская бумага
литография с припечатным листом
31,9 х 22,2
© Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург

Над копированием живописных портретов работали литографы В. К. Ульрих (1815 – 1875) и П. Ф. Борель (1829 – 1898). Оригиналами для воспроизведения большей частью служили живописные портреты из «Романовской галереи» Малого Эрмитажа, где по воле Николая I с 1840-х гг. были размещены портреты высочайших особ императорской фамилии, начиная с царя Михаила Федоровича, первого царствующего представителя династии Романовых.

Заключение

Представленные изображения позволяют воссоздать яркий и насыщенный жизненный путь Натальи Алексеевны, раскрыть ее неординарную личность. Впервые одновременно показаны все сохранившиеся портреты царевны, а также изложены факты ее биографии, позволяющие оценить большую роль Натальи Алексеевны не только в жизни Петра I, но и в развитии русского театрального искусства и благотворительности. Организаторы выставки выражают искреннюю благодарность всем музеям, принявшим участие в выставке и предоставившим изображения для данного виртуального проекта.

Экспонаты выставки