ЦАРСКОЕ СЕЛО

Интервал между буквами

Шрифт

Размер шрифта

Звуковой ассистент

ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
ЕКАТЕРИНА I
ПЕРВАЯ ЦАРСТВЕННАЯ ВЛАДЕЛИЦА САРСКОГО СЕЛА

  В 2024 г. исполняется 340 лет со дня рождения императрицы Екатерины I, которая положила начало формированию летней императорской резиденции в Царском Селе. Виртуальная выставка позволяет познакомиться не только с биографией и портретами первой владелицы будущей парадной императорской резиденции, но и с историей создания дворца и парка.

А. М. Матвеев
Портрет императора Петра I
1720–1730-е
Холст; масло
78,0 х 61,0
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

  Основание и развитие Царского Села связаны с освобождением из-под власти Шведского королевства старинных новгородских владений у берегов Невы, строительством Санкт-Петербурга и учреждением в нем столицы Российского государства. Эти территории издавна входили в состав древнерусских земель. В XII в. край назывался «Ижорской землей Господина Великого Новгорода», в XVII в. «Ижорская земля» была захвачена шведами. По итогам Северной войны (1700–1721) Россия отвоевала побережье Балтийского моря и возвратила себе утраченные земли.

  В 1707 г. Петр I пожаловал генерал-губернатору А. Д. Меншикову города Копорье и Ямбург. По шведским писцовым книгам среди поместий Копорского уезда числились Дудеровская и Сарская мызы, которые и оказались во владении Меншикова. На месте будущего Царского Села в то время располагалась небольшая усадьба «Saris hoff», или «Saaris moisio» (в переводе с финского — мыза на возвышенном месте), по-русски — Сарская мыза, обозначенная на шведских картах XVII столетия. Меншиков вел здесь хозяйство и заселил усадьбу и окрестные земли артелями плотников и пашенными крестьянами. Однако датой основания Царского Села считается 24 июня 1710 г., когда Петр I «отписал» Сарскую мызу своей будущей жене Екатерине Алексеевне, и усадьба вошла в разряд дворцовых земель. Об этом событии А. Д. Меншиков писал в письме Копорскому коменданту Л. Думашеву от 24 июня (5 июля) 1710 г.: «Его Царское Величество соизволил отдать Катерине Алексеевне в Копорском уезде Сарскую и Славянскую мызы с принадлежащими к ним деревнями, со крестьяны и со всеми угодьи».

  Став владелицей Сарского села, Екатерина Алексеевна принялась за преобразование новой территории. Вокруг мызы стали создаваться новые деревни, которые заселялись жителями дворцовых сел. К 1715 г. были построены деревни Пулково, Славянка и другие. Старый деревянный господский дом был подновлен, и в 1710 г. в нем Петр и Екатерина принимали герцога Курляндского – жениха царевны Анны Иоанновны.

  Постепенно планировка ансамбля упорядочивается. Вскоре Сарскую мызу стали называть Сарским селом, а с началом дворцового строительства она получила высокий титул Царского Села. Сам Петр посещал Царское Село трижды: в 1710 г., в мае 1719 и августе 1724 г.

  Первый дворец в будущей загородной императорской резиденции был сооружен по проекту немецкого зодчего И. Ф. Браунштейна в 1717–1724 гг. и получил название «каменные палаты о 16 светлицах». Этот дворец был построен по приказу Екатерины Алексеевны на уцелевшем фундаменте дома владельца шведского поместья. Фотография модели этого сооружения (утрачена в годы оккупации г. Пушкина) представлена в коллекции ГМЗ «Царское Село».

Модель «каменных палат» в Царском Селе архитектора И. Ф. Браунштейна
Фотография
1900-е
Картон, фотобумага; бромосеребряный отпечаток
16,3 х 11,3; 26,5 х 20,8
© ГМЗ «Царское Село»

  Относительно небольшое двухэтажное здание, состоящее из 16 комнат, соответствует непритязательным вкусам Петра. Фасад палат был украшен рустованными пилястрами, балюстрадой, высоким «голландским» треугольным фронтоном, фигурными наличниками на окнах. Более подробно облик сооружения реконструировал Е. Н. Лансере

Фасад первого дворца в Царском Селе
Чертеж Н. Е. Лансере по модели, хранившейся в Царскосельском Арсенале
Из кн.: А. Н. Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елисаветы Петровны», 1910
План первого этажа дворца в Царском Селе
Чертеж Н. Е. Лансере по модели, хранившейся в Царскосельском Арсенале
Из кн.: А. Н. Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елисаветы Петровны», 1910
План второго этажа дворца в Царском Селе
Чертеж Н. Е. Лансере по модели, хранившейся в Царскосельском Арсенале
Из кн.: А. Н. Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елисаветы Петровны», 1910

  Внутреннее же убранство первого дворца весьма подробно описано А. Н. Бенуа, изучившим архивные материалы: «Через стеклянные двери вступали в нижние сени, выходившие как в сад, так и во двор. Сени в темное время освещались двумя большими круглыми фонарями. Здесь же стоял простой складной стол из пильных досок и крытый кожей сундук, обитый белым железом. Направо (идя из сада) от сеней находилась передняя, или прихожая палата, где стоял посудный шкаф со стеклянными затворами, складной расписной стол, 8 стульев и “при шкафе” сосновый столик на точеных ножках. Далее шла вторая или “угольная” палата, меблированная круглым складным ореховым столом на точеных ножках и двенадцатью стульями, крытыми травчатым с золотом трипом. На стене висели персидские зеркала в стеклянных рамах с такими же “шпренделями”. Кроме того, здесь стояли шкаф “Шафировский” (т. е. взятый из конфискованного дома вице-канцлера) и маленький угловой китайский шкафец. Из этой комнаты, служившей, вероятно, столовой, вступали в спальню. Над кроватью, по обычаю того времени, был устроен балдахин с подзорами (оборками) и занавесями красной полосатой объяри (муара). Светлые двери в сад были завешены двумя зелеными шпалерами... На кровати лежала атласная лазоревая перина с красными “травами”, белый пуховик и штофное одеяло, подбитое зеленою тафтой... Стены этой комнаты были обиты объяринными обоями. Следующая после спальни комната служила уборной. Здесь стояли “по другую сторону окна”: маленький угольный расписной шкафик, китайский столик для чая, с медною оправой, золочеными скобами и мраморной доской и (по описи 1733 г.) кресла, покрытые травчатым с золотом трипом, 3 кожаных стула с разными шпренделями, уборный китайской работы столик... две жаровни и другие принадлежности отопления. Угловой выступ в сад был занят скатертной и кухней.

  В нижнем этаже, слева от сеней, находились: передняя палата, где, кроме иконы, ничего не показано, вторая палата, спальня... уборная палата, мыльная и передмыльная...

  В верхний этаж вела деревянная лестница с перилами из баляс. Здесь находились парадные комнаты. В “половине к деревянным хоромам” находились: передняя палата, в которой стоял дубовый поставец; вторая комната, где стоял шкаф ореховый наборной работы с медной оправой и висело зеркало в черной раме. Роскошно меблированная спальня; наугольная “над скатертною”, в ней 9 картин, шкаф с стеклянными затворами, “а в нем всякая серебряная и венецианская посуда”, и “четвертая палата”... в ней ореховый шкаф со скатертями и салфетками, другой шкаф с хрустальной посудой и новый дубовый с венецианской и, начинавшей входить в моду, фарфоровой посудой. Середину... дворца в верхнем этаже занимал большой зал, выходивший в сад и на двор и освещавшийся, кроме светлых дверей, еще слуховыми (четырьмя?) окнами.

А. В. Квасов
Модель Большого Царскосельского дворца
1740-е
Дерево; резьба
39,0 х 375,0 х 36,0
© ГМЗ «Царское Село»

  В правой половине верхнего этажа находились: передняя палата с двумя круглыми расписными столами и дюжиной стульев, крытых голубым трипом с вишневыми травами и золотом; вторая палата, где стоял круглый ореховый стол, круглый расписной стол и 8 стульев, крытых малиновым рытым бархатом; комната, служившая спальней... уборная и две наугольные палаты, стены которых были убраны фальшивым мрамором. Кроме того, во дворце было несколько темных чуланов, черных лестниц и “казенная палата”, где хранилась посуда и другие вещи.

  Из всех верхних комнат дворца наибольшей роскошью отличались одна из спален и зал. В первой стояла кровать с балдахином и занавесками малинового бархата, подбитая... желтой тафтой с золотым позументом. На чехле и под балдахином были вышиты из позумента короны. Перина была василькового цвета с красными травами... На стенах висело 6 зеркал, 13 картин, 9 картин старой “польской работы” и 18 штук шпалер...

  В зале висел образ Московских чудотворцев, два портрета Их Величеств и под ними два зеркала в черных рамах, на противоположной стене два других зеркала и 28 картин и портретов. Стены были покрыты четырьмя гобеленами... и двумя “концами обоев французских набойных сукном разноцветным”. У окон были подзоры из красной камки (шелковая узорчатая ткань ). Посреди комнаты стоял большой сдвижной ореховый стол, вокруг него 8 ореховых кресел с кожаными подушками» .

  В стиле архитектуры первого дворца прослеживается влияние голландского зодчества XVII в., которое проявилось в типе кровли, простом оформлении фасада, а также в характере внутреннего убранства. Однако «каменные палаты» Браунштейна заимствуют формы не бюргерского дома, а поместья богатых особ, среди которых, например, были представители голландской династии Оранских.

  Пришедшая к власти дочь Петра I, Елизавета Петровна, очень любила Царское Село, однако столь скромный дворец, более напоминающий усадьбу, не удовлетворял ее вкусам и притязаниям. В результате сооружение Браунштейна было включено в увеличенный и расширенный объем здания, перестроенного впоследствии сначала по проектам А. В. Квасова и С. И. Чевакинского, а затем и Ф. Растрелли.

БИОГРАФИЯ ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ

  Екатерина I (урожденная Марта Скавронская) родилась 5 апреля (15 апреля по новому стилю) 1684 г. в семье литовского крестьянина Самуила Скавронского. Оставшись в 15 лет сиротой, Марта воспитывалась в семье мариенбургского пастора Эрнста Глика (Глюка). В ходе Северной войны в 1702 г. русские войска взяли Мариенбург, Марта Скавронская была захвачена в плен и вывезена в Россию.

  Знакомство Петра и Марты произошло у сподвижника русского государя А. Д. Меншикова. Марта поразила Петра I своей находчивостью и умом, что привело к возникновению между ними глубоких и серьезных чувств. В 1705 г. Марта, исповедовавшая лютеранство, перешла в православие и получила имя Екатерины Алексеевны. 19 февраля 1712 г. Петр объявил Екатерину своей супругой, а их дочерей Анну и Елизавету, родившихся в 1708 и 1709 гг., признал царевнами.

А. Ф. Зубов
Свадьба Петра I и Екатерины 19 февраля 1712 г.
1712
Бумага; офорт, гравюра резцом
54,0 х 63,3
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
А. Ф. Зубов
Апофеоз Екатерины I
1725
Гравюра резцом и офортом
88,0 х 55,0
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Неизвестный художник
Фрагмент картины «Аллегория на правление Екатерины I»
1720-е
Холст; масло
62,8 х 45,4
© ГМЗ «Царское Село»
ПОДРОБНЕЕ
К. де Моор
Портрет Екатерины I
1717
Холст; масло
81,0 х 64,0
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Фотограф И. Э. Регентова

КОРОНАЦИЯ ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ

  В 1723 г. Петр решил короновать Екатерину в знак ее заслуг. Церемония коронации прошла 7 мая (18 мая по новому стилю) 1724 г. в Успенском соборе Московского Кремля, что запечатлено на раскрашенной гравюре И. Ф. Зубова (Государственный исторический музей).

Барельеф-медальон (копир для токарно-копировального станка) двусторонний: вензель Петра I Барельеф-медальон (копир для токарно-копировального станка) двусторонний: портрет Екатерины I
Барельеф-медальон (копир для токарно-копировального станка) двусторонний:
портрет Екатерины I и
вензель Петра I (переплетённый с вензелем А. Д. Меншикова) под короной и в обрамлении пальмовых ветвей

1720-е
Бронза; литье
28,0 х 28,0
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Фотограф А. Л. Ботков
Л. Каравак
Портрет Екатерины I
1700-е
Холст; масло
53,0 х 42,0
© ГМЗ «Царское Село»
Ж.-М. Натье
Портрет Екатерины I
1717
Холст; масло
142,5 х 110,0
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Фотограф К. В. Синявский
И. Ф. Зубов
Коронование Екатерины I в Москве в Успенском соборе Кремля
1724
61,5 х 86,5
Гравюра резцом, акварель
© Государственный исторический музей, Москва



  После смерти Петра I встал вопрос о наследовании российского престола. Помимо Екатерины, на престол претендовали ее дочери Анна и Елизавета, три племянницы, внук Петра Великого – Петр Алексеевич. В феврале 1722 г. Петр издал «Устав о наследии престола», отменявший обычай передачи престола потомкам по мужской линии и позволявший назначить наследника по воле монарха.

  Император не успел назначить наследника, однако коронование Екатерины в мае 1724 г. рассматривалось современниками как воля Петра видеть на троне свою супругу, и наследование ею престола было воспринято обществом достаточно спокойно. Тем не менее были и протестующие. В частности, в феврале 1726 г. произошло два покушения на жизнь императрицы, во время которых она не пострадала.

  Екатерина приняла власть в сложный для страны период. Императрица, не получившая необходимых знаний и навыков для управления государством, не имела четкого представления о дальнейшей судьбе России и курсе ее развития. Особенно тяжело жилось в то время крепостным и крестьянам, страдавшим от последствий Северной войны и повинностей. Эти проблемы требовали планомерного решения. Безусловно, она старалась продолжить начинания Петра, о чем могут свидетельствовать благоустройство Петергофа, организация Академии наук и Камчатской экспедиции, создание Верховного тайного совета. Однако более масштабных преобразований в период правления Екатерины осуществлено не было. Трудности обусловливались и состоянием здоровья императрицы. Французский посол при русском Дворе Кампредон отмечал, что Екатерина чересчур предается удовольствиям и излишествам, которые негативно влияют на ее здоровье. Неправильное питание и режим, заключавшийся в бодрствовании ночью, привели к резкому ухудшению здоровья монархини – она пережила Петра всего на два года и скончалась в возрасте 43 лет.

И. Н. Адольский
Портрет Екатерины I с арапчонком
1725–1726
Холст; масло
223,0 х 140,0
© ГМЗ «Царское Село»



  История донесла до нас образ Екатерины как доброй, милосердной и умной женщины, обладающей чувством такта и пониманием сложного характера Петра, что являлось непростой задачей. Несмотря на то, что императрица так и не научилась писать и читать на русском языке (она свободно говорила на русском, немецком, шведском и польском языках), сохранилось обширное эпистолярное наследие Екатерины Алексеевны. В частности, до наших дней дошли ее письма европейским политическим деятелям, а также переписка между Петром Великим и Екатериной, большая часть которой представлена в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА). Петр и Екатерина были чрезвычайно близки. В своих письмах император обращался к супруге «Катеринушка, друг мой сердешнинкой», что говорит о теплых чувствах и искренней любви. Ввиду того, что Екатерина не умела читать и писать на русском языке письма, вероятно, составлялись писарями под ее диктовку. Образцом стиля изложения императрицы является письмо Екатерины королю Пруссии Фридриху Вильгельму I.

Письмо Екатерины I
королю Пруссии Фридриху Вильгельму I

1716

  Екатерина Алексеевна не обладала красивой наружностью. Современники описывали ее как ширококостную, полную, темноволосую загорелую женщину, у которой отсутствовали вкус в одежде и светские манеры в общении (Е. В. Анисимов). Тем не менее на дошедших до наших дней портретах императрица предстает благоприятной и миловидной, что обусловлено стандартным художественным приемом идеализации внешности царственной особы.

  Галерея графических и живописных портретов Екатерины I весьма обширна. До наших дней дошли не только прижизненные образы императрицы, но и произведения, написанные в XIX–XX вв. Русскими художниками была создана значительная иконография, которая сохранялась до конца XIX столетия. Миниатюры Г. С. Мусикийского и А. Г. Овсова, портреты Ж.-М. Натье и И. Н. Адольского изображают Екатерину сильной, справедливой императрицей и в то же время верной, любящей супругой Петра Великого.

А. Г. Овсов
Миниатюра «Портрет Екатерины I»
1720-е
Эмаль, золото (тонкий ободок вокруг миниатюры)
4,0 x 3,7
© Русский музей, Санкт-Петербург
Г. С. Мусикийский
Миниатюра «Портрет Екатерины I»
1724
Финифть, миниатюра, золото
3,6 x 2,8
© Русский музей, Санкт-Петербург
Г. С. Мусикийский
Миниатюра «Портрет императрицы Екатерины I»
1727
Финифть, миниатюра
3,7 x 3,0
© Русский музей, Санкт-Петербург
Г. С. Мусикийский
Миниатюра «Портрет семьи Петра I»
1716/1717
Медь; эмаль, роспись
12,0 х 8,5
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Фотограф – Д. В. Сироткин
Ж.-А. Беннер
Портрет императрицы Екатерины I
1821
Бумага, монтированная на металлическую пластину; акварель, гуашь
13,7 х 10,1
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Фотограф Т. В. Горбоконева



  Виртуальный выставочный проект знакомит не только с биографией императрицы Екатерины I и ее значительным вкладом в строительство будущего Большого Царскосельского дворца, но и с зарождением летней загородной резиденции в Царском Селе.

  Организаторы выставки выражают искреннюю благодарность всем музеям, принявшим участие в выставке и предоставившим изображения для данного виртуального проекта.

ЭКСПОНАТЫ ВЫСТАВКИ

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ